Очень важно научить ребенка учиться. Что же это такое?
Это умение произвольно регулировать свои
психические процессы, нейтрализовать эмоции, желания, подчиняя их
совместной деятельности в классе, внимательно слушать, что говорит учитель, и
тщательно выполнять его требования.
Обратите внимание на следующие
факторы, говорящие о низком уровне развития произвольного внимания и волевых
процессов у ребенка:
* не способен понять задание, с
трудом его выполняет даже с вашей помощью.
* не может организовать свою
работу, требуются указания взрослых.
* не способен сосредоточиться на
одном деле более 5—7 мин, не отвлекаясь.
Важно научить ребенка выполнять
совместную деятельность со сверстниками, договариваться, уступать для
совместного решения проблемы.
Следует обратить внимание на то:
* как легко ребенок
устанавливает контакт со сверстниками;
* считается ли с мнением
других детей;
* умеет ли играть по
правилам;
* как разрешает конфликты;
* жалуется и сердится ли
ребенок, если другие делают не так, как он хочет, или договаривается с другими
детьми.
Как же развить волевые процессы у ребенка?
В
развитии воли ребенка выделяются три взаимосвязанных момента:
* развитие
целенаправленности;
* установление отношений
между целью действий и мотивацией;
* умение понимать инструкцию
(задание) и давать инструкции самому себе.
Для развития этих качеств
желательно научить ребенка расчленять задание на ряд операций, которые он
сможет легко и быстро выполнить. Нервная система ребенка еще недостаточно
сформирована, и поэтому дети легко выдыхаются.
Следует объяснить ребенку, как
лучше разделить задачу на ряд последовательных этапов, напомнить ему о способах
достижения цели на каждом этапе. Это позволит ребенку осознать процесс и
научиться выполнять действия целенаправленно и последовательно.
Для развития умения управлять
мотивами «хочу» и «надо» следует дать ребенку возможность поиграть в игры с
определенными правилами. Обращайте внимание на строгое соблюдение правил
игры.
Для регуляции поведения ребенку
нужно научиться в словесной форме приказывать себе, что необходимо сделать.
Пусть ребенок проговаривает вслух, что он намерен делать, обсуждает сам с
собой возможное решение, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения
цели.
Материал подготовил: старший воспитатель МКДОУ д/с № 22 "Ромашка" - Головченко Оксана Вячеславовна
|