Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство - очень короткий период в жизни
человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из
ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо -
только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст
является решающим в формировании фундамента физического и психического
здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый
на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие
органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные
черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
Именно поэтому с раннего возраста
необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него
заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.
Педагоги работают в этом направление только совместно
с семьёй, так как важный субъект начального звена системы является – семья. Она
создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа
жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного
детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут
заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития
ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по
приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему
организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть
необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в
домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном
сочетании со всеми здоровье сберегающими мероприятиями, проводимыми в детском
саду.
Привычка к здоровому образу жизни — это
главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат
использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного
возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных
задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве,
заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии
развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность
здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребёнка самостоятельно и активно
формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Здоровый образ жизни — это не просто
сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных
ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома,
поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и
ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны применять в реальной
жизни.
Формирования культурно-гигиенических навыков у
детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных при
воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана,
спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению
здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры
поведения. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение
разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты,
здоровья. Необходимо приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя
расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя
зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела
важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
В детском саду воспитатели приучают
воспитанников заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих,
формировать навыки личной гигиены, дают знания о здоровой пище, ориентируют
детей на здоровый образ жизни. Пути решения задач: занятия, игры - занятия,
изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие
мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение
литературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Обучение
организовывают не только на занятиях, но и во всех режимных моментах, когда
возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой
проблеме. Несомненно, главными союзниками в этой работе должны быть
родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатели показывают и
рассказывают всё, что ждёт их детей в детском саду, обращают особое внимание на
вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушивают их просьбы относительно
питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводятся
только строго с согласия родителей.
Главное, в первую очередь
направить работу и доказать, что без их участия мы не сможем добиться
хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Семья и детский сад – два воспитательных института,
каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный
социальный опыт.
В этих целях широко используем различные
формы сотрудничества: беседы, консультации, семинары, родительские
собрания, совместные праздники, анкетирование. Проводим дни открытых
дверей с демонстрацией методов и приемов работы с детьми,
показываем разные виды физкультурных занятий с детьми дошкольного
возраста. Приглашаем родителей к участию в жизни детского сада.
Красочные наглядные стенды в приемных
знакомят родителей с жизнью детского сада, с Конвенцией о правах ребенка, с
возрастными особенностями детей.
В уголках для родителей помещаем
информацию практической направленности, приводим интересные факты, даём
рекомендации воспитателей и специалистов. В результате такой работы,
использовании различных форм и методов общения с родителями, повышается
педагогическая грамотность родителей; повышается культура межличностного
взаимодействия детей в детском саду. Таким образом, работа в тесном
взаимодействии с родителями принесёт отрадные результаты.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная
атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от
взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье
детей.
Материал подготовил: старший воспитатель МКДОУ д/с № 22 "Ромашка" - Головченко Оксана Вячеславовна