Учимся учиться. |
Очень важно научить ребенка учиться. Что же это такое? Это умение произвольно регулировать свои
психические процессы, нейтрализовать эмоции, желания, подчиняя их
совместной деятельности в классе, внимательно слушать, что говорит учитель, и
тщательно выполнять его требования. Обратите внимание на следующие
факторы, говорящие о низком уровне развития произвольного внимания и волевых
процессов у ребенка: * не способен понять задание, с
трудом его выполняет даже с вашей помощью. * не может организовать свою
работу, требуются указания взрослых. * не способен сосредоточиться на
одном деле более 5—7 мин, не отвлекаясь. Важно научить ребенка выполнять
совместную деятельность со сверстниками, договариваться, уступать для
совместного решения проблемы. Следует обратить внимание на то: * как легко ребенок
устанавливает контакт со сверстниками; * считается ли с мнением
других детей; * умеет ли играть по
правилам; * как разрешает конфликты; * жалуется и сердится ли
ребенок, если другие делают не так, как он хочет, или договаривается с другими
детьми.
Как же развить волевые процессы у ребенка? В
развитии воли ребенка выделяются три взаимосвязанных момента: * развитие
целенаправленности; * установление отношений
между целью действий и мотивацией; * умение понимать инструкцию
(задание) и давать инструкции самому себе. Для развития этих качеств
желательно научить ребенка расчленять задание на ряд операций, которые он
сможет легко и быстро выполнить. Нервная система ребенка еще недостаточно
сформирована, и поэтому дети легко выдыхаются. Следует объяснить ребенку, как
лучше разделить задачу на ряд последовательных этапов, напомнить ему о способах
достижения цели на каждом этапе. Это позволит ребенку осознать процесс и
научиться выполнять действия целенаправленно и последовательно. Для развития умения управлять
мотивами «хочу» и «надо» следует дать ребенку возможность поиграть в игры с
определенными правилами. Обращайте внимание на строгое соблюдение правил
игры. Для регуляции поведения ребенку
нужно научиться в словесной форме приказывать себе, что необходимо сделать.
Пусть ребенок проговаривает вслух, что он намерен делать, обсуждает сам с
собой возможное решение, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения
цели. |