«Психологическая готовность ребенка к школе»
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. Вся система воспитания и обучения детей в детском саду была направлена на подготовку детей к школьному обучению.
Готовность к школе – что это такое?
Это уровень физического и психического развития ребенка, при котором требования,
предъявляемые в школе, не приведут к нарушению его здоровья и развития.
Требования в школе завышенные, наличие различных программ, дополнительных
занятий, факультативов – все это приводит к тому, что ребенок утомляется, не
всегда может справиться с предъявляемой
нагрузкой, появляются различные невротические реакции.
Готовность к школе – это не отдельные
знания и умения, а их определенный набор. Это как набор продуктов, без которых
нельзя приготовить определенное блюдо. Пропорции разные, но все компоненты
должны присутствовать.
Выделяют физическую и психологическую
готовность. Физическая готовность – это, как правило, здоровье ребенка, наличие
или отсутствие хронических заболеваний. Психологическая готовность включает
·
Личностную готовность
·
Интеллектуальную готовность
·
Сформированность предпосылок к учебной деятельности
·
Волевая готовность или произвольность
·
Уровень развития зрительно-моторной координации
Личностная готовность – это
отношение к окружающему миру и к самому
себе.
Отношение к школе: желание пойти в школу
и желание учиться.
Отношение к сверстникам: доверие,
авторитарное отношение, охотно ли общается.
Отношение к взрослым: уважение, доверие.
Отношение к себе: уверен ли в себе,
хорош ли я.
Интеллектуальная готовность – определенный
уровень познавательной деятельности, познавательной активности
(любознательность, активность, пытливость). Это и количественный запас знаний
(кругозор), но самое важное – это сформированность рече-мыслительных процессов.
Умение сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства и различия,
выделять главное и второстепенное, устанавливать закономерности, умение
целенаправленно наблюдать.
Волевая готовность – произвольность деятельности (неинтересно, но
нужно).
Умение детей
слушаться, выполнять определенные правила распорядка
Умение
слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ребенку нужно уметь
понять и принять задание учителя. Необходимо сосредоточиться на инструкции.
Уровень зрительно-моторной координации –
или слышит ли рука глаз. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими.
Должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать
ручку, карандаш. Ребенок в процессе обучения
вынужден смотреть на предмет (доску) и списывать или срисовывать то, что в
данный момент рассматривает. Важно, чтобы пальцы «слушали» информацию, которую
им дает глаз. Детям легче рисовать, писать по памяти, чем с образца на доске.
Внимание при списывании с доски раздваивается и трудно координировать движения
глаза и руки. Как же это умение формируется? Помогут графические диктанты,
только не под диктовку, как для развития волевой готовности, а копирование с
образца. Это может быть копирование геометрических фигур, простых рисунков,
схем, букв или цифр.
Шесть лет это тот возраст, в котором при
благоприятных условиях воспитания, ребенок из дошкольника постепенно
превращается в школьника. Наша общая
задача – помочь детям, чтобы этот период был менее болезненным для ребенка.
Детский сад – это учреждение, где основным видом деятельности является игра.
Поэтому и занятия по подготовке детей к школе проводятся в виде игр, с
использованием игровых моментов и игровых упражнений.
Необходимо обратить особое внимание на
выбор образовательного учреждения, а самое главное – на учителя, который будет
сопровождать ребенка в стране знаний первые годы обучения.